Государственный музей искусств Узбекистана
100060, Республика Узбекистан
г. Ташкент, пр. Амира Темура 16.
(+998-71) 236-74-36, 236-73-47
www.stateartmuseum.uz
Современный Музей искусств Узбекистана имеет более чем 100-летнюю историю. В этом очаге культуры, расположенном в Центральной Азии, представлены не только работы народных умельцев, художников Узбекистана, но и творения известных европейских, российских и азиатских мастеров.
Узбекистан является светским государством, но население, проживающее там, в большинстве своем исповедует ислам. Это религиозное течение запрещает изображение человека и живых существ, поэтому подобные музеи в ближневосточных и среднеазиатских странах, где проживают мусульмане, являются редкостью.
Музей искусств Узбекистана – история
Музей искусств Узбекистана расположен в Ташкенте, куда в 70-80-ые годы ХIХ века был сослан Великий князь Николай Константинович Романов. Внук Николая I и двоюродный брат Александра III, князь Романов был неординарной личностью, коллекционером, меценатом, ученым, военным, предпринимателем и… «мятежником», с которым связан не один скандал в августейшем семействе. Коллекция картин, оружия, скульптур и пр., которую аристократ завещал Туркестану, была собрана во время неоднократных его поездок в Западную Европу. Князь Романов также приобретал работы российских скульпторов и живописцев.
Свою бесценную коллекцию известный меценат завещал горячо любимому им Ташкенту, а его супруга была первым смотрителем музея, который за время своего существования неоднократно менял название:
- Музей народного университета;
- Центральный художественный музей;
- Ташкентский музей искусств;
- Государственный музей искусств Узбекистана.
Во дворце Романова музей располагался до 1935 года, после чего его экспонаты были перенесены в «Народный дом». Современное здание музея было построено в середине 70-ых годов прошлого века на месте снесенного «Народного дома».
Новое здание музея было спроектировано советскими архитекторами И. Абдуловым, С. Розенблюмом и А. Никифоровым. В строительстве применялись передовые технологии и уникальные решения, например, остекление стивитом всех четырех фасадов здания, имеющего форму куба.
В 2019 году, в подвале бывшего дворца Великого князя Романова, был обнаружен клад с монетами, иконами, и другими предметами старины. Обнаруженные ценности исследуются и скоро будут представлены в музее.
Отделы музея
Музей искусств в Ташкенте имеет самую большую коллекцию в Средней Азии. Экспонаты разделены по таким отделам как:
- Народно-прикладное искусство Узбекистана;
- Изобразительное искусство Узбекистана;
- Искусство России стран Западной Европы;
- Искусство стран зарубежного Востока.
Народно-прикладное искусство Узбекистана представлено не только глиняной скульптурой раннекушанской эпохи I в. до н.э, но и более поздними культурно-историческими ценностями. Большое количество фрагментов декора дворцов средневековой архитектуры дает возможность представить художественные направления, возникшие в Самарканде, Бухаре, Фергане и других центрах той эпохи. Перед посетителями представлены элементы декора и панно, выполненные в технике мозаики, поливной терракоты, майолики и пр.
В музее также представлены собранные со всех регионов Узбекистана коллекции вышивки, медно-чеканных изделий, роспись по дереву, ковры, ювелирные изделия, художественная керамика, золотое шитье.
Особое место занимают средневековые рукописные книги, представляющие собой шедевры каллиграфического искусства.
Отдел Народно-прикладного искусства Узбекистана самый крупный в музее и включает почти 50% всех экспонатов.
Изобразительное искусство Узбекистана представлено в основном картинами советских художников. Большая коллекция этого отдела начала комплектоваться с 30-ых годов прошлого века. Как говорилось выше, в исламе существуют определенные ограничения, поэтому большая часть картин написана атеистами и представителями других религиозных конфессий: Л.Бурэ, О. Тадевосяном, З. Ковалевской, В. Рождественским и пр. Полотна, выставленные в музее, характеризует этнографизм, что неудивительно, так как Узбекистан всегда привлекал теплом, толерантностью и высокой культурой гостеприимства.
Основой отдела Искусство России и стран Западной Европы служит коллекция князя Романова, пополненная экспонатами из других музеев и дарами меценатов.
В этом отделе представлены не только картины, но и прикладное искусство России, Италии, Франции, Фландрии, Германии, Англии и Голландии.
Коллекция итальянской мраморной скульптуры XIX века включает оригинальные работы таких скульпторов как Т. Солари, А. Кановы и пр. Интересную историю имеет скульптура «Венера с яблоком» работы Т. Солари. Во время одной из поездок в Европу, Николай Константинович увидел мраморную скульптуру Антонио Кановы «Венера с яблоком», ваятелю позировала сестра Наполеона Бонапарта – Полина Боргезе. Великий князь заказал копию Т. Солари. Венера работы Солари имеет лик Фанни Лир, американской танцовщицы, в которую был влюблен князь. Однажды, во время прогулки по дворцовому парку, мать великого князя увидела эту скульптуру и узнала в Венере возлюбленную сына. Во избежание очередного скандала, скульптура была «сослана» в Ташкент, а Фанни из России.
Имеются картины французских художников XVII- XIX веков Ф. Шампеня, Ш. Вандоо, Ф. Жерара и пр. Немецкую живопись представляют работы Л. Шенбергера, Р. Фольмара и пр. В этом отделе также экспонируют коллекцию изящного майсенского фарфора конца XVIII-начала XIX веков.
Большая коллекция русской живописи представлена работами А. Куинджи, А. Саврасова, О. Кипренского, В. Сурикова и пр. Интересная история у картины Андрея Беллоли «Купальщица». Автор картины – итальянец по происхождению, работал в Петербурге. Полотно было замуровано в маленькой комнатке во дворце Великого князя. Его увидели случайно из окошечка, видного только со двора, но не из внутренних помещений, после разбора стены было обнаружено маленькое глухое помещение с картиной.
Произведения искусства Китая, Индии, Кореи и Японии демонстрируются в отделе Искусства Зарубежного Востока. Здесь большая коллекция уникальных шедевров прикладного искусства, в которые состоят из бронзовых изделий, резьба по дереву, народные музыкальные инструменты, традиционная одежда, ткани и ковры, ювелирные украшения и пр.
В коллекцию китайского прикладного искусства включены образцы изысканной фарфоровой посуды, скульптур из слоновой кости, а также свитки XVII-XVIII веков, на которых тушью вертикально нанесены иероглифы.
В японском искусстве особый интерес вызывают:
- мебель, инкрустированная бронзой, с элементами из слоновой кости и перламутра;
- прозрачный и хрупкий, словно яичная скорлупа, фарфор;
- миниатюрные деревянные и костяные фигурки-брелоки «нецке»;
- фарфоровые статуэтки и пр.
Из Кореи в музей попали наборы для чайной церемонии, скульптурные композиции, картины, написанные маслом и многое др.
**************
Справка.
Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан № 975 от 11 декабря 2017 года утверждена Программа «Комплексные меры по совершенствованию деятельности государственных музеев и укреплению материально-технической базы на 2017–2027 годы».
Программа предусматривает реконструкцию Государственного музея искусств Узбекистана, строительство дополнительных помещений для хранения и демонстрации музейных коллекций и экспонатов, капитальный ремонт интерьера и экстерьера здания, а также создание комфортных условий для посетителей.
Реконструкция музея продлится один год, в течение которого он будет временно недоступен.